ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ


Рубцов и Бродский - эксперимент на симметрию.
Сергей Фаустов

Магия народного детского творчества. Считалочки.
Настя Доброта

Из отзывов на статью на сайте Stihi.ru

Очень хорошо. Подскажу ещё один аспект: у считалок есть ещё и ритуальная сторона. Подумайте над этим )) Эта идея должна быть Вам близкой, потому что у Вас вообще всё как-то слегка так по-юнгиански получается (это хорошо). Ну, и ещё можно, пожалуй, слегка побольше распространиться о психолингвистической стороне считалок. Тоже интересно. )) Удачи.

Эл К 2003/07/03 19:15

Спасибо! Спасибо!
я наконец узнал многие вещи. (без тени иронии).
Ура! Ура!

Петрик 2003/07/03 19:28

Мощный труд! Подработать, так вполне потянет на главу докторской… Очевиден научный стиль изложения: классификация, анализ… Рад, что этой «детской» проблемой занялись именно Вы. Менее серьезные исследователи могли бы погубить эту прекрасную идею, ведь она и так лежит почти на грани профанации. Было бы интересно проанализировать и «магические» аспекты считалок. Ведь известно, что секрет многих заклинаний был не в содержании, а в особом ритме… Новых Вам открытий!!! Спасибо!!!

Ильдар Ибатуллин 2003/07/03 19:45

Что Вы, какая докторская!..
Мне помогли мои дети, считалочки, собранные Георгием Науменко, и заброшенный самоучитель латинского языка.Спасибо Вам, рада что Вы прочитали до конца.
С благодарностью, Настя

Интересная классификация, никогда даже об этом не задумывался. Хотя перевод с латинского показался всё-таки натянутым - спорить не буду. А вот что вызввало недоумение - это касание живота и всякие чакры. Я из своёго детства помню, что в считалках мы не касались друг друнга, просто тыкали в рукой в сторону считаемого. В крайнем сдлучае, касались плеча или груди. Иногда для смеха считались,хлопая по головам. Но НИКОГДА живота.

И ещё вопрос. Куда отнести считалку "Катилася торба с великого горба?" Её в подборке нет, а сам затрудняюсь.

Убыб

Я дала буквальный перевод, используя латинско-английский словарь, а уж потом переводила на русский, потому что нигде в интернете не нашла латинско-русского словаря. Для меня самой стало неожиданным открытием, что совпали по смыслу считалки "Эны-бэны-рэс" и "Разы, двазы, тризы", так что, думаю, я расшифровала первую считалочку правильно. Насчёт касания живота, Вы меня рассмешили. Не знаю, как у Вас, у меня солнечное сплетение находится все же почти на уровне груди ^). Касание плеча, руки и груди имеют тот же сакральный смысл, сейчас не буду вдаваться в подробности. В любом случае, даже хлопанье по головам выполняет ту же функцию. Там тоже есть чакра.
По поводу считалочки:

Катилася торба
С великого горба.
В этой торбе:
Хлеб, соль, вода, пшеница,
Кто с кем хочет поделиться?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.

В моей классификации, если судить по содержанию,
эта считалочка относится к "считалкам-бытовушкам".
Судите сами: катится торба - отнюдь не сказочный акт. *
Затем следует перечисление продуктов, грубо говоря предметов быта...Знаете сколько сотен считалочек существует в русском языке? Я физически не могла привести их все в своем исследовании.
Статья, конечно, сырая, это мой первый опыт, поэтому мне интересно мнение каждого читателя.
Спасибо за рецензию,
С благодарностью,
Настя

* Примечание редактора:
Вряд ли просто бытовушка: предметы в этйо считалке перечислены хотя и простые, но имеющие символический смысле в любой магической системе.

О! какой симпатичный ник! Надеюсь, что Вы его оправдаете и не запинаете меня ногами за эту рецу.
Любопытная статья. Интересный взгляд на детские считалки. Смутило то, что заглавие данного текста не соответствует его содержанию. В «Предисловии» постулируется наличие в детских считалках некоего магического начала. А игра именуется – ни много, ни мало – магическим актом. Однако, на мой взгляд, в последующем тексте эти утверждения никак не обосновываются.
Статья очень чётко делится на две части:
1. Предисловие. Вступление. 2. Считалки.
Первая часть – конспект из Кастанеды. Вплоть до дословного цитирования основополагающих принципов его мировоззрения: «остановка внутреннего диалога человека с самим собой», «отвердевание окружающего мира», «интерпретация действительности» и т.п. К «Предисловию» претензий нет. Оно экспрессивно, художественно и трогательно. «Вступление» - как бы устыдившись лиричности «Предисловия» - спохватывается и строго-деловито апеллирует к трудам Г.С. Виноградова, С.Ф. Лойтер и Г.М. Науменко. В которых, кстати, слово «магия» и производные от него (в том смысле, в котором они употребляются Вами в первой части статьи) не встречаются вообще.
Подчёркиваю – ни здесь, ни в дальнейшем я не претендую на правоту и всего лишь высказываю своё мнение.
Во второй части Вашей работы есть очень важная, на мой взгляд, фраза – «Игра – социальное явление» (правда, следующее сразу за этим определением предложение меня опять смутило – из чего, собственно, следует, что «по сути, игра является магическим актом»?). По моему, именно на доказательность «социальности» игры и работает весь дальнейший текст, с его разборами детских считалок (включая сюда и варианты с древнеримской, старославянской и немецкой версиями).
На мой взгляд, автор «Магии народного детского творчества» занимается той самой интерпретацией))) детской реальности. К коей автор этот – видимо, уже давно – не принадлежит. И, следуя логике ДДД, её взгляд на детские считалки – это взгляд снаружи. Взгляд, искажённый условностями и договорённостями (привет Кастанеде) «отвердевшего» мира. А значит – всего лишь ещё одна из «игр разума, во всей её красе».
Гораздо более перспективной – в связи с исследованием детских считалок – мне представляется тема о чрезвычайной р и т м и ч е с к о й организованности человека. О восприятии ритма всеми его пятью (и даже – если угодно – шестью) чувствами. О влиянии ритма на развитие, как отдельного индивидуума, так и общества (цивилизации) в целом.
А?

Gavs 2003/07/07 20:18

Потрясающе! Спасибо. Захотелось написать песню с сюжетом и со "считалочным" текстом. Или найти такой текст (я-то больше по музыке :-)).

Helg 2003/07/08 03:32

мне как лингвисту очень интересна ваша работа. Я к сожалению не этимолог и не могу вам подсказать происхождение того или иного слова, но повторюсь - очень интересно было вас читать!

Вэльд 2003/07/08 16:27

А-БАЛ-ДЕТЬ! извините за слово, но других просто нет!!! Вообще, думая почитать "Считалочки" никак не ожидал, что попаду на лекцию, причем очень увлекательную - это оказалось, повторюсь, неожиданностью, причем, что у неожиданностей бывает редко - приятной. Ну а природа неожиданности, наверное, в том, что над считалочками особо никогда и не задумывался, но и здесь оказалось "не все так просто в этом мире". Век живи - век учись! Узнал много интересного, большое СПАСИБО!
С благодарностью,

Ий Лампев 2003/07/15 20:51

Кстати, диссертация такая уже имеется... По крайней мере в 90-х годах этой темой занимался кандидат (сейчас, наверное, уже доктор) исторических наук В.Коршунков. Но у Вас тоже интересный, более филологический подход.
С уважением

Дмитрий Родионов 2003/07/18 08:10

Очень интересная тему Вы затронули.
То, что у считалок есть магический аспект, несомненно.
Тому, кто считает, дано право в какой-то мере определять судьбу людей. Отсюда и табуированность слов.
Мне очень понравилось. Спасибо.

Павел Егоров 2003/07/20 23:13

Считалочка "вышел месяц из тумана..."
в первое послевоенное время звучала -
"вышел НЕМЕЦ из тумана "
А вообще по поводу толкований хотел бы напомнить С.Леца "Не будь слишком подозрительным, не ищи во всем смысл".
Не говоря уже о сомнительности многих толкований, мне кажется наиболее интересным не то, откуда взялись бессмысленные считалочки,
а почему они бытуют в бессмысленных вариантах.
Например, почему вполне осмысленный в данном тексте немец был заменен на бессмысленный месяц...

С уважением, Тимофей Бондаренко 2003/07/22 01:50

От редактора: Причины замены представляются довольно прозрачными, особенно в свете предыдущего примечания, о судьбе: во время войны судьбу решает враг, а в мирное время - планеты...

А вот ответ автора статьи, содержащий важные историчекие уточнения:

Знаете, почему "вполне осмысленный в данном тексте немец был заменен на бессмысленный месяц"? Потому что считалка про месяц еще ходила в народе до революции. А после первой и второй мировых войн ее переиначили на современный на тот момент лад. Я не ходячая энциклопедия, поэтому не могу привести первоначальный текст этой считалочки. Помню, что там были строчки: "А за месяцем - луна" и т.д. и т.п.
А когда эхо войны стало забываться, в народе пошла гулять оригинальная версия.
Скажу Вам честно, я буду подозрительной, буду искать во всем смысл. Язык - это вселенная человека, нужно ее изучать также подробно, как и космическое пространство.
С признательностью,
Настя

Спасибо.
Конечно, «в начале было - Слово и слово было Бог». Молитва - лечит, исцеляет. Тому есть немало доказательств. Мысль – материальна. «Мысль изреченная – есть ложь»…
Продолжать можно бесконечно, каждый по-своему, со своей правдой…

Кокова 2004/03/21 12:17


Поэзия

Малая проза

Критика


 


Магия народного детского творчества.
Считалочки.

Настя Доброта

Считалочки являются одним из самых распространенных жанров народного детского поэтического творчества. Практически, ни одна коллективная детская игра не обходится без них. Не будем вдаваться в подробности о сущности и теории игры, только заметим, что игра является неизменным атрибутом жизнедеятельности существ с высокоорганизованной нервной системой.
Игра необходима для тренировки и отработки навыков, которые могут пригодиться в будущих испытаниях. Этологи, люди, изучающие поведение животных, уделили много внимания играм животных, пытаясь понять природу этого процесса, и пришли к выводу, что игра – социальное явление. По сути, игра является магическим актом, в котором игроки, не важно, люди или животные высшего порядка, принимают её вымышленное пространство за действующую реальность. Конечно же, игры животных отличаются от игр людей, потому что последние наделены рефлектирующим самосознанием и даром разговорного языка. Соответственно считалочки присущи только людям. Следует заметить, что кроме языковой составляющей, они несут тактильную информацию. При счете тот, кто произносит считалочку, касается руками игроков в районе солнечного сплетения. Это магический жест, потому что там находится одна из важных жизненных чакр, если пользоваться терминами йоги и восточных доктрин. Все, кто изучал нейролингвистическое программирование (НЛП), знают, что ненавязчивый процесс касания рукой тела другого человека несет заряд доверия, потому что происходит вторжение в «личное пространство» субъекта, находящегося на расстоянии вытянутой от тела руки.
Я попыталась классифицировать широко известные считалочки и вот что из этого получилось.

1. Первый вид считалочек я назвала
«считалки-бормоталки», то есть когда дети говорят вслух то, что сами они не понимают
Приведу примеры:

Эна – бэна – рэс,
Квинтэр – квантэр – жэс.
Эна – бэна – раба,
Квинтэр – квантэр – жаба!

Айе, цвайн,
Чукатэ мэ,
Абель – фабель,
Дэ мэ нэ.
Икс, пикс,
Пуля – пукс,
Наупукс!

Об, тру,
Трой, чер,
Дайнам,
Ер!

Шар дар ми,
Ики-пики дар ми.
У, у, ри-та-та
Аш хар да!

Разы, двазы,
Тризы, ризы,
Пятам, латам,
Пыхтум, быхтум,
Дубень, лубень
Маков крест!

Давайте попробуем разобрать некоторые из вышеприведенных считалочек.
Например, в строках «Айн, цвай» и «Разы, двазы, тризы» невооруженным глазом видно, что используется счет по-немецки и по-старославянски, соответственно. А теперь рассмотрим самую первую считалочку более пристально:

«Эна, бэна, рес» - это редуцированные и искаженные формы латинских слов
unus, una, uno – один, одна, одно
bene (вспомните nota bene) – хорошо, хорошенько, лучше;
tres, tria (трес-рес) – три

«Квинтэр – квантэр – жэс» соответственно:
quinque, quinta, - пять;
quantum, quanto - сколько, столько, какое-то кол-во; насколько
cesso (цэссо-жэссо)- медлить, задерживаться.

«раба» и «жаба» могут являться эквивалентами слов
traba – бревна, древесина, здесь как в случае tres-res редуцируется первая буква;
sabbatum – суббота, а также покой; время отдыха Что же в итоге мы получаем:

Una, bene, tres,..............Уна, бене, трес,
Quinta, quanto cess(o)........Квинта, кванто цесс.
Una, bene - traba,............Уна, бене - траба,
Quinta, quanto sabbat(um).....Квинта, кванто саббат.

Кто знаком с древнеримской поэзией, знает, что при декламации стихов, если предыдущее слово оканчивается на гласную букву, а последующее слово начинается с гласной буквы, то гласная в конце первого слова редуцируется, то есть опускается совсем. Так как после cesso следует слово una, то первое слово читается как cess. Правило редуцирования касается не только упомянутых гласных, а также окончаний типа um и некоторых других.В результате расшифровки получается следующий текст

И раз, хорошенько, и три,
И пять, и несколько (немного) задержимся.
И раз, хорошенько, и бревно (еще одно лежит)
И пять, и столько же отдохнем.

Если приглядеться внимательно, то мы обнаружим , что данная считалочка повествует о рубке леса. «И раз, и три, и пять» – описывают удары топором по дереву, а опущенные «два, четыре и тд» - взмахи топором. Наверняка у древних римлян-лесорубов был ответственный за слаженный процесс рубки, который декламировал эту «кричалку». Возражения, что этот текст могли придумать в средневековье, мы отметаем сразу, потому что латынь в средние века изучали только монахи и знать, но никак не простолюдины, коими являлись лесорубы.
При подготовке этой статьи один из благодарных читателей привел в пример модификацию рассматриваемой нами считалки, в которой вторая строка звучала, как «Квинтер, финктер, жесс» и предположил, что «финктер» - искаженное звучание слова vincte (повелительное наклонение от vinctere – «связывать»), то есть речь может идти не только о рубке леса, но и о сплавлении.
Сравните теперь первую и последнюю считалки, «Эна – бэна – рэс» и «Разы, двазы,тризы». После расшифровки они стали почти идентичными по смыслу! Значит, наш перевод верный, а не "притянутый" за уши. Представляете, сколько прошло веков и даже тысячелетий, а слова рабочей песни древнеримских лесорубов живы и поныне!
Вот вам и «эники-бэники»…

2. Следующий вид считалочек – это «считалки-приговорки». Они основаны на заговорах, закличках. Приведу некоторые из них:

Солоно – молоно,
Встань в сторону
За сту – версту
Стой на посту.
Вот!

Туря, буря,
Зоря, крест.
Филин, дуба,
Вон окрест.
Бац!

Дуб, крест,
Пал в лес.
Печка, ночка,
Уточка.

В статье, посвященной «детским» заговорам, мы рассмотрим аспекты этого рода произведений более подробно. Замечу только, что для людей, владеющих магическим словом, нет различия между «детскими» и «взрослыми» заговорами.
Надеюсь, никто из читателей не обидится, что для классификации считалочек, я использую дурашливые названия. Иначе мои выкладки показались бы
тяжеловесными и неудобными для восприятия.

3. Очень часто в играх используются «считалки-бытовушки», то есть считалочки, описывающие процессы труда, отдыха, иной жизнедеятельности.

Перечина, перечина,
Долго ли до вечера.
Час, два, три, четыре,
Обмотали, прицепили.
Пять, шесть – муку везть,
Семь, восемь – муку возят.
Девять, десять – муку весят.
Одиннадцать, двенадцать,
Пора и дню кончаться.

Раз, два, три, четыре,
Мы на поле лён сучили.
Пять, шесть, семь –
Покосился пень.
Он – Додон,
Выйди от нас вон!

Сюда же относятся и все современные считалочки о школе, о быте, в том числе и такие, как

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар…
и т.д. и т.п.

Если мы вспомним наш разбор считалки «Эны-бэны-рэс», то после расшифровки её следует причислить к этому разделу считалочек.

4. Раз мы упомянули «считалки-бытовушки», то пора поговорить и о любимых детворой «считалках- сказочках».

У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!


На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!

Как бы не затаскивали в последнее время светлый образ Великого Русского Поэта Александра Сергеевича Пушкина, он все равно любим народом. Приведу считалочки, которые возникли по мотивам его произведений (считалки-сказочки Пушкина):

В синем море-океане
Золотой стружок плывёт.
А на острове Буяне
Роща белая растёт.
Станем думать да гадать,
Как берёзки сосчитать?
Как ни думай, ни гадай,
Только нас ты догоняй!

Плыл по берегу пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти,
Посчитай до десяти:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц.
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в тёмный лес,
Там стоит мой красный крест.
Там моя могила –
Ты Руслан, а я Людмила.
(Брянская обл.)

Катилося яблочко,
Розовый цвет.
Ты меня любишь,
А я тебя нет.
Прочь! Прочь!
Ты капитанская дочь!

5. Ни одна русская народная сказка не обходится без присутствия в них животных. Поэтому в детском фольклоре есть много считалочек, связанных с братьями нашими меньшими, т.н. «считалки-зверилки».

Забрался медведь в колоду,
Захотелось ему мёду.
Кто не верит – погляди
И из круга выходи.

Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.

Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Не попал –
В лес зайчишка убежал!

Кто же не знает считалочку про зайчика! Правда, в последнее время текст этой старой бесподобной считалочки видоизменился, и теперь она звучит так:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколаду.
Привезли его на крышу,
Он украл там дядю Мишу.
Привезли его домой,
Оказался он живой.
(Мос.обл.)

6. Дети – невинные создания, но когда начинают сердиться, превращаются в маленькие вулканчики. Вспомните слова обидной песенки про Антошку, который якобы убил дедушку! На основе «дразнилок» возникли «считалки-именинки»

Маша туфлю потеряла,
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашёл
И на мельнице смолол.

Катилась апельсинка,
по имени Иринка.
Уроки не учила
И двойку получила.
Покатилася назад –
Получила ровно пять.

Федя – медя
Съел медведя,
Две коровы, три быка,
Съел хромого гусака,
Съел цыплёнка у ворот,
Пошёл Федя в огород.
В огороде месяц май,
Выходи и догоняй!

Вертолёт, вертолёт,
Прокати меня в полёт.
А в полёте пусто,
Выросла капуста.
А в капусте червячок,
Вышел Ваня-дурачок.

7. Очень много считалочек находятся на границе предложенных мною жанров. Последняя считалочка про вертолёт и дурачка Ваню является одной из них. Все считалочки, в которых говорится о транспорте, технике, электронных и промышленных приборах, я озаглавила, как «считалки-индустриалки».

Робот-тобот и винты,
Робот – водит, прячься – ты!

Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете.
Из ракеты той, друзья,
Самый первый вышел я!


Цикал-цикал, мотоцикал,
Все дорожки перецикал
И приехал в Ленинград,
Выбирать себе наряд:
Красный, синий, голубой –
Выбирай себе любой.

8. Рассмотрим следующий вид считалочек, а именно «считалки-музыкалки».
Это незаслуженно забытый вид, являющимся одним из самых древних, потому что все считалочки раньше исполнялись, как мини-песенки.
Посмотрите на приведенные примеры, может быть, что-нибудь вспомните:

тинцы-бринцы, бубенцы,
раззвонились удальцы:
диги, диги, диги-дон,
выходи скорее вон1

Цынцы-брынцы, балалайка.
Цынцы-брынцы, поиграй-ка.
Цынцы-брынцы,, не хочу.
Цынцы-брынцы, заплачу.
Цынцы-брынцы, дай пятак.
Цынцы-брынцы, выйди так!

До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Села кошка на такси.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.

Последняя считалочка достаточно современная и, если следовать предложенной мной терминологии, это и «считалка-музыкалка», и «считалка-зверилка», и «считалка-индустриалка», и «считалка-бытовушка».

9. Существует интересный вид считалочек, называемых мной «считалки-буквоежки».

Гуман, гуман, гуманэ,
Выходи на букву – «э»!

Шла кукушка мимо леса
За каким-то интересом.
Инти-инти-интирес,
Выбирай на букву «с».
Буква «с» не подошла,
Выбирай на букву «а».

Едет белка на тележке,
Раздаёт она орешки:
Кому два, кому три,
Выходи на букву «ы»!

Здесь можно ничего не объяснять, хотя если мы обратим внимание на первую считалочку из этого раздела, то заметим «следы» латинского языка и здесь:
Гуман-хуман, то есть «человек».

10. Еще одним видом считалочек являются «считалки-скороговорки». Это когда при счете используют обыкновенные скороговорки, например:

Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
и т.д. и т.п.

Не будем заострять на них внимание и отправимся дальше.

11. Вот мы и добрались до самых любимых считалочек, наводящих дрожь не на одно поколение детишек. Знакомьтесь, это - «считалки-страшилки».

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
Буду резать, буду бить –
Все равно тебе не жить!
(Либо более мягкий вариант «Все равно тебе водить!»)

Шёл трамвай десятый номер,
На подножке кто-то помер.
Ца, ца, ца, ца –
Убирайте мертвеца!

Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоед, людоед,
Пригласи на обед.
На обед попасть не худо,
Выходи-ка ты отсюда!

Последняя считалочка в данном разделе представляет собой модифицированную считалочку, написанную Борисом Заходером. Следует сказать, что народное детское творчество всегда привлекало известных поэтов и писателей. И кто знает, может и сам Александр Сергеевич Пушкин приложил руку к созданию некоторых из них.

12. И, наконец, последний вид считалочек я озаглавила, как «считалки – хайки». Это «нерусское» определение, но оно даёт полное представление об этих мини-шедевриках, близких по композиции к классическим хайку.

Катилося яблочко по огороду
И упало прямо в воду –
Бульк!..

Шла кукушка мимо клети,
Её звали злые дети:
«Ку!»

Сова,
Совец,
Корец.

Из-под печки
Две дощечки,
Швырк!

Шёл я лесом
Вышел
Бесом.

Летела корова,
Сказала слово:
«Му!».

Рыбка,
Селёдка,
Хвостик.

Проницательный читатель справедливо спросит: А где, собственно, магия, в Вашей статье? Какое отношение имеют детские считалки к одному из древнейших искусств или заблуждений (кто как считает) человечества? Известно, что молитвы и песнопения используются для целительства. В традиционной медицине широко применяются ультразвуковые вибрации при лечении различных травм. В древнекитайском учении «Цигун» существует шесть звуков – способов вдыхания энергии «Ци». Биоэнергетика человека имеет волновую природу. Каждому органу, каждой клетке нашего организма соответствуют свои конкретные типы вибрации. Звуки определенной частоты могут влиять на наше самочувствие. Каждая согласная и гласная буква при произнесении вслух обладает своей частотой, которая может резонировать с частотой наших внутренних органов, заставляя их лучше работать. Многие детские считалочки, особенно скороговорки, как ни странно, могут выполнять ту же терапевтическую функцию. В этом и заключается их магическая составляющая.

Лев Николаевич Толстой признавался: "До пяти лет я узнал больше, чем за всю жизнь". Современные психологи считают, что психоэмоциональное формирование человека происходит до трех лет. За это время маленький человечек принимает описание мира, которое ему навязывают взрослые. Ни один маг не в состоянии изменить свое мировосприятие за такой короткий промежуток времени. Но где-то в подсознании ребенка еще дремлет память о тех днях, когда он видел окружающую действительность такой, какая она есть на самом деле. Иногда эта память прорывается в сознание, и он начинает нести милую чушь, непонятную взрослым, но исполненную вселенских тайн. Из всех считалочек, на мой взгляд, «считалки-бормоталки» более всего достойны изучения ученых. Потому что не каждую из них можно разобрать лингвистически. А может, и не стоит этого делать?..
Может, стоит придти с работы домой, прочитать своему ребенку безобидную считалочку, увидеть, как лучатся его глаза оттого, что на него, наконец, обратили внимание?